Авторский блог Галина Иванкина 01:10 7 мая 2024

«Тайна ‘Чёрных дроздов’» или советская мисс Марпл

сделано с любовью к искусству

Утро в шикарном доме, точнее в поместье. Завтрак в благородном семействе Фортескью. Непременная овсянка, сэр. Однако сразу видно, что все тут не выносят друга. Основной источник раздражения – глава семейства, Джордж Фортескью, едко высмеивающий домочадцев, находя самые обидные поводы.

Разве что молодая (ну, относительно молодая!) жена Фортескью, Адель как бы вне этой утренней «зарядки» - её лишь мило журят за чрезмерные траты на платья. Она кокетничает в ответ. А потом происходит убийство посредством отравления. Фортескью-старший мёртв и уже не сможет никому помешать и никого оскорбить.

Так начинается фильм режиссёра Вадима Дербенёва «Тайна ‘Чёрных дроздов’» (1983), снятый им по мотивам романа Агаты Кристи «Карман полный ржи» (1953), хотя, никакой ржи в нашей экранизации нет, как и нет массы деталей и нюансов.

Действие из 1950-х перенесено в 1980-е, то есть в современность. Здесь убрано или изменено слишком многое, чтобы можно было говорить об одной из историй о вездесущей Джейн Марпл. Это – отдельное произведение, созданное сценаристами Валентиной Колодяжной и Елизаветой Смирновой. «Тайна…», хотя и не сделалась кино-событием, понравилась и запомнилась.

Хотя бы потому, что актёры с удовольствием играли «заграничную жизнь», а состав тут великолепен: Всеволод Санаев, Елена Санаева, Любовь Полищук, Андрей Харитонов, Эльза Радзиня, Ирина Мазуркевич… И это я назвала далеко не всех звёзд, появляющихся в кадре.

Надо сказать, что наш фильм несмотря на то, что от замысла Кристи не так много и осталось, выглядит намного эффектнее, чем аутентично-британская постановка с авторскими акцентами. Хотя бы потому, что у нас – штучный товар, а не часть большого сериала о мисс Марпл.

Что отличало, главным образом эту экранизацию от милицейских детективов, к которым мы привыкли? У нас «плохие парни», которые потом оказываются ворами и бандитами, а то и убийцами, всегда были явно и чётко маркированы. Они были циничны, плохо относились к жёнам, имели какие-нибудь явные пороки.

А тут? Кажется, что убить малоприятного Фортескью мог, кто угодно, кроме… его младшего сына, такого милого, предупредительного и романтичного. В нашей картине мира убить старого мужа могла бы красавица Адель со своим любовником – она хитра и расчётлива, а ещё – бывшая маникюрша с курорта. Такие в нашем кино на всё способны!

Или Перси, старший сын Фортескью, которому отец не давал развернуться с размахом. Или его жена, связанная с темой чёрных дроздов. Или мадам-управительница. Но Ланселот, этот дивный мальчик с лицом Андрея Харитонова? Немного шалопай и шутник, но разве такие – убивают? А романах Кристи – да.

В сценарий были внесены кое-какие фрагменты, связанные с идеологией – вскользь идёт критика «мира чистогана и наживы», как именовали капитализм в наших газетах. Опять же сделали центральной фигурой инспектора Нила, тогда как мисс Марпл явлена этакой старушкой-общественницей, каких иной раз показывали в наших милицейских детективах.

Но в любом случае фильм хорош. Добротен. Ряд натурных съёмок вёлся в Лондоне, и эти моменты грамотно совмещены с таллиннскими видами, «играющими» тут привычную роль заграницы. Реально кажется, что всю «Тайну…» снимали за границей. В общем, сделано с любовью к искусству, а не тяп-ляп.

1.0x