Взлетает Синяя птица…
Она взлетает так, что не поймаешь, но жажда обрести её – свою и неповторимую, рождает энергию, отправляющую в дальнюю дорогу, и все, кто встретятся в пути, будут отсветами бытия ложиться в душу, правя её и шлифуя…
«Синяя птица» - фирменный знак Метерлинка, чьи пьесы, как правило, кратки – как удар током по зрительскому сознанию.
Они символичны, происходящее в них часто трактует действительность через сумму образов, через те варианты словесного строя и покроя, когда мера реальности становится яснее – от использования оных.
Метерлинк был мистиком – он писал о разуме цветов так, будто открылись ему запредельные знаки сути: бытования земного, роста, расцвета; он утверждал, что один цветок может сделать что-то не так – расцвести не вовремя, например, но вид в целом – не просто разумен, но мудр.
Хотелось бы, чтоб сие касалось людей.
Метерлинк исследовал жизнь пчёл и жизнь муравьёв, таинственную организацию их социумов, устремления и слитность целого сообщества, и он в философских эссе своих – живописал их бытование с той мерой погружения в истину, которая не может обмануть.
…Шопенгауэр влиял на писателя.
Но той сгущённой мрачности, которую демонстрировал философ, у Метерлинка нет: хотя и полагал, что человек бессилен перед ветвлением судьбы, чьи узлы определяет не он, а актёров вполне можно заменить куклами-марионетками.
Статическая драма – автор создаёт нечто, лишённое эмоций, проявляя внешние причины человеческого поведения.
…пышно и красиво организовывал свои стихи, собранные в «Оранжерею»…
Жизнь его развивалась крещендо: признание и успех сопутствовали оной…
Он писал о Рейсбруке Великолепном так, будто и сам, соответствуя темам бытия старого голландского мистика, совершал полёты из неведомого в сияющее, и области, закрытые от человеческих масс косной материальностью и соответствующему ей образу жизни, были высвечены для него: классика, чей фирменный знак – такая недостижимая о необходимая Синяя птица.